История украинской вышивки

Когда родилось искусство?

Древнейшие памятники вышивального искусства датируется VI веком. Фигурки людей, одетых в празднично украшенные одежды, найдено вблизи с. Мартыновка, Черкасской обл. Рубашки на статуэтках имели оригинальную узорчатую вышивку на уровне груди. Подобным орнаментом украшен был строй обычных украинских крестьян и лет со 100 назад.

По показаниям путешествующих летописцев, славяне - прямые предки украинцов носили нарядную вышитую одежду даже после Х века. Работа вышивальщиц дорого оценивалась и почиталась. Организовывались специализированные школы, в которых обучали тонкому ремеслу. В Киевском монастыре св. Андрея сестра Владимира Мономаха Анна устроила заведение, где молодые девушки получали мастерство вышивания серебром и золотом.

Несмотря на тесные контакты с различными странами и влияние других народов (древних греков, восточных племен) на культуру древних русинов вышивка Украинская осталась фактически неприкосновенной. Уважение людей к собственной истории, традиций и обрядов стала поводом для создания неповторимого аутентичного стиля, который прошел сквозь века до современности. Интересно, что некоторые вышивальные языческие мотивы сохранились и на христианских иконах XV века. Вышивку активно употребляли для отделки женского и мужского гардероба (рубашки, свиты, верхняя одежда), вещей для украшения жилья (полотенца, белье, одеяла).

Символика - особенности

На начальном этапе развития рисунки вышиванок отличались определенной строгости орнамента (присутствовали в большом количестве острые углы, резкие линии), колористической сдержанностью (изделиям присуща монохромность). Далее узоры становились прихотливее и ярче.

Даже в современной вышивке отчетливо прослеживается отголосок язычества. Различные цветовые комбинации, геометрические орнаменты (кресты, ромбы, треугольники и квадраты), растительные и зооморфные мотивы издавна использовались для украшения одежды представителями всех славянских племен. Наши далекие предки пытались изобразить через художественные произведения свое видение мира, его закономерностей, природных явлений.

Среди флористических и фаунистических мотивов преобладают:

  • ветвистые «дерева жизни» с пышными кронами - верба, дуб,;
  • барвинок как символ любви;
  • виноград - символ благополучия и благополучия;
  • птицы - голуби, петухи, аист;
  • рисунки животных - лошади;
  • жуки, насекомые, змеи.

Нередко встречаются своеобразные вышиванки с изображениями человеческих фигур (с ромбовидными туловищами, похожими на крестик головами). Всего насчитывалось более 100 вышивальных приемов. Среди них наиболее распространенного потребления получили техники отделки крестиками, гладью, низзю, ползунка, плетением, прокалывания. В композиционном смысле пользовались популярностью ленточная, букетное построение.

Узоры, применяемые для отделки вышиванки для женщин, всегда несколько отличались от орнаментов, которыми украшались вышиванки для мужчин. Свои эстетические и композиционные особенности имели вещи, предназначенные для детей.

Колористика

Украинская вышивка несет в себе важную цветную семантику. Наиболее распространенными, достаточно уважаемыми издавна оттенками были красный и черный. Они наделялись особыми, магическими качествами.

  • Красный цвет знаменовал жизненную силу солнца, страстную страсть, трепетную любовь, радость земли.
  • Черный олицетворял таинственные знания, множество скрытых призывов, мощность земли, а не считался знаком траура или смерти (такой трактовки он получил несколько позже).
  • Белый - это цвет символизировал высокую духовность, нравственную чистоту, невинность, свет.
  • Синим оттенком (антиподом красного) обозначали водную стихию, холод.
  • Желтая краска отражает свободу, счастье, а зеленый - любимая среди Украинцов после красной и черной - обозначает молодость, буйство весны, силу жизни, рост.

Реже применялась в нанесении узоров на ткань нить, окрашенная в коричневые (отождествляется с засеянной ниве) и серые (символ духовного равновесия, осуществления сокровенных желаний) цвета. Современный украинский вышитый строй имеет широкий колористический размах, чем прежде.

Региональные различия узоров

Зависит также от региона характер рисунков вышивки. Украина Западная (а именно Гуцульщина, Буковина) долгое время был несколько изолированной от остальных территорий (причиной послужили природные особенности, политические условия), поэтому здесь сохранено и по сей день уникальные образцы древних узоров зооморфного, антропоморфного характера с глубоким смысловым наполнением.

Для волынских, подольских, полтавских вышиванок более характерны растительные мотивы, геометрические орнаменты. В них заложен глубокий магический смысл.

С развитием торговли и налаживанием культурно-экономических контактов между регионами родился и значительно распространился по всей территории государства особый вид орнамента - комбинационный. Он часто применяется современными мастерицами.

Магические свойства вышитой одежды

Издавна украинская вышиванка считалась не просто праздничным, оригинальным нарядом. Ей приписывались волшебные свойства, она считалась своеобразным оберегом, казной народных верований, духовных побуждений и интеллекта. Вышиванки качественно, детально выполнялись способными вышивальщиц в течение длительного времени. Мастер всегда пыталась наделить вещь магическими свойствами - женщина будто вплетала с нитками пожелания добра, здоровья тому, кому надлежало носить изготовленный ею одежду.

Мощной, особой энергетикой обладали те художественные произведения, которые изготавливались с любовью для любимых, родных, детей - наши предки верили, что тогда обычную одежду превращается в защитный амулет, способный уберечь от дурного глаза, болезни, беды, даже смерти. Вышиванку надевали и на праздники, и на войну.

В каждом орнаменте отображалась частичка души его автора-исполнителя. Поэтому люди всегда стремились купить украинскую вышитую вещь в духовно чистой, искренней, доброжелательной человека.

Написать отзыв (1)